09 июня 2025

Фермерские полки в крупных сетях установят по единому стандарту

В Минпромторге разрабатывают правила выкладки сельхозпродукции «частников»

Фото: С. Колпакова / «Центр Агроаналитики»

В России в 45 регионах работает уже 81 агроагрегатор, куда частные сельхозпроизводители сбывают свой товар по выгодным ценам. Такими предприятиями необходимо покрыть всю территорию страны, «по крайней мере, в тех регионах, в которых есть сельское хозяйство, которое представлено в торговых точках», считает замминистра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов.

Кроме того, в ближайших планах обязать крупные сетевые магазины заключать с сельхозпроизводителями прямые контракты с фиксацией цен на долгий срок. В Минпромторге рассчитывают успеть к началу нового аграрного сезона обеспечить заключение таких контрактов на понятных условиях. А чтобы «сельские» уголки в магазинах были оформлены единообразно, министерство разрабатывает стандарт выкладки фермерской продукции.

Люди, которые профессионально выращивают растения или животных, должны заниматься только этим, а не осваивать тонкости сбыта, тратить время на оформление всевозможных документов. Как пояснил первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, палата регионов вместе с Госдумой, министерствами и ведомствами последние годы интенсивно работает над решением поставленной задачи: чтобы продукция с личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, кооперативов без задержек доходила до потребителей. И уже есть определенные успехи.

«Как один из авторов закона о сбыте фермерской продукции скажу, что мало определить, что такое фермерская продукция. Дальше необходимо, и мы, законодатели, к этому готовы, сделать так, чтобы фермер мог написать, что это именно его фермерская продукция. Чтобы холдинг или какой-то перекупщик не воспользовался заинтересованным потребительским спросом на фермерскую продукцию. Если написано „фермерская продукция“, она должна быть фермерской», — подчеркнул сенатор на круглом столе на Втором форуме тружеников села.

Роман Чекушов добавил, что фермер не должен вести «большую бухгалтерию и заниматься претензионной работой с торговыми точками»: «Для этого должен быть профессиональный игрок, который обеспечит представление интересов фермера. Потому что те вопросы, которые перед нами вчера ставили, говорят как раз об этом, что коллеги должны заниматься сельским хозяйством. Мы об этом и договорились».

Говоря о фермерской продукции, нужно учитывать, что цены на корнеплоды зависят от того, как они поступают в торговую сеть: насколько обеспечена логистика, калибровка продукции, упакована ли она, мытая или грязная. Все это должен взять на себя профессиональный игрок рынка, считает Чекушов.

Еще один важный вопрос, который нельзя обойти стороной, — как представлена сельхозпродукция на полках магазинов. «Сегодня в стране много форматов. Это и фермерские уголки, и акции, которые устраивают сами по себе сети», — напомнил замминистра. Чтобы как-то систематизировать процесс, в Минпромторге разрабатывают документ, «который обеспечит стандарт по выкладке продукции, сделает образцовую фермерскую полку».

Необходимость поиска новых механизмов сбыта продукции малых форм хозяйствования и законодательного регулирования этих вопросов, закрепления преимущественного права реализации такой продукции поддерживает и Минсельхоз. В том числе и выделение на полке продукции, которая производится фермерами, маркировкой, «определенной символикой или какими-то знаками», согласилась замминистра сельского хозяйства РФ Ксения Шевелкина.

«Мы, безусловно, поддерживаем предложение проработать эту инициативу концептуально. Вопрос действительно заслуживает внимания, потому что многие осторожно смотрят: действительно ли фермерская продукция? Пытаются найти хоть какие-то признаки на упаковке, которые позволят достоверно понять, что он покупает фермерскую продукцию», — сказала замминистра.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам pnp.ru

Система комментирования SigComments