География экспорта этой продукции ежегодно расширяется

Российские птицеводческие компании активно диверсифицируют каналы сбыта своей продукции. Это нужно для профилактики перенасыщения отечественного рынка. Одним из наиболее перспективных рынков может стать Африка. Об этом в интервью «Агроэксперту» сообщил генеральный директор Национального союза птицеводов (НСП) Сергей Лахтюхов.
Он отметил, что российские компании несколько лет назад поставили для себя задачу расширения географии поставок. Это было связано с тем, что доля Китая в 2020–2021 годах превышала 50%. Высокая зависимость от одного рынка создавала риски для экспортеров. «В результате мы ежегодно открываем новые направления», — рассказал Лахтюхов.
В частности, развивается торговля со странами Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Саудовская Аравия по объему поставок уже вышла на второе место. А если убрать из подсчета куриные ноги и лапы, которые идут преимущественно в Китай, то по мясу птицы Саудовская Аравия вполне может претендовать на первое место, заметил глава союза.
«Очень перспективными видятся страны Африканского континента. Мы начинаем ломать шаблон, когда Африка воспринимается как неплатежеспособная, с отсутствием логистики, инфраструктуры, невозможностью обеспечить холодовую цепь», — сказал Лахтюхов.
В Африке есть как нефтедобывающие страны, которые полностью зависят от импорта продукции АПК, и их это устраивает, так и страны, которые хотят развивать свое сельское хозяйство. «Но для этого им нужны какие-то базовые технологии, поэтому Россия здесь может поучаствовать», — уточнил эксперт.
Потребительские предпочтения в секторе мяса птицы в странах Африки разнятся от страны к стране, причем они меняются. Востребованы не только гузка, спинно-лопаточная и пояснично-крестцовая части. Все больше большую популярность набирают голень, бедро, окорочок, обратил внимание эксперт.
Он напомнил, что выросли затраты на страхование международных перевозок и логистику. В этой ситуации эффективен такой инструмент поддержки экспорта в страны Африки, как компенсация части затрат на транспортировку в рамках постановления правительства № 1104. «Это действительно востребовано», — отметил Лахтюхов.
По его словам, как минимум в пять стран Западной Африки уже отгружается российская птицеводческая продукция, причем, как бройлер, так и индейка. В целом поставлено уже более 1 тыс. т. «Компании только пробуют, но потенциал там достаточно серьезный», — сказал глава НСП.
По данным союза, в 2024 году Россия экспортировала в целом примерно 430 тыс. т продукции птицеводства против 346 тыс. т годом ранее. «Ранее задействовали те пути, ту инфраструктуру, которая для нас удобна и дешева. Но оказалось, если чуть-чуть поработать, мы можем найти достаточно интересные новые ниши», — продолжил Лахтюхов.
Причем российские компании находят новые пути и в традиционные для себя страны. Например, при экспорте в срединную часть Китая стала преимуществом перед другими странами возможность поставок через Казахстан. Кроме того, в России на Дальнем Востоке есть граница с Китаем. «Сегодня мы развиваем так называемый бесшовный путь: по железной дороге можем направлять продукцию за более короткий срок в центральные провинции. Это то преимущество, которое мы должны использовать и развивать», — отметил эксперт.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам vetandlife.ru